Романова Елена писал(а):Упражнение 3:Вы написали:
5. Кажется, что я понимаю людей, а меня не всегда. Иногда меня понимают ошибочно, причём так, что я сам такое понимание никак не мог бы предположить.
1. Как вы проверяете, поняли ли вас люди? Опишите способы проверки.
Также заметил, что люди в первую очередь воспринимают эмоциями, из-за чего смысл послания может сильно искажаться. Если совсем разные шаблоны мышления, то может возникать раздражение.
Смысл коммуникации в той реакции, которую мы вызываем. Эмоции других сигнализируют о том, что мы их задели - не хотели сознательно, "хотели" подсознательно.2. Замечаете ли вы,
как именно вы задеваете людей? (Да/нет)
3. Когда замечаете: во время, после, совсем после-после общения? Как это у вас происходит?
4. Какими способами можно задевать людей, вызывая их эмоциональную реакцию?
5. Какими способами
именно вы задеваете людей?
6. Что вы делаете потом, когда обнаружили, что человек заделся, вы его задели?
7. Как вы исследуете шаблоны мышления других, чтобы их не задевать?
8. Не кажется ли вам, что вы отвечаете на вопросы слишком сжато, свёрнуто и малоинформативно?
1. Наблюдаю и делаю выводы по поведению, поступкам. Спрашиваю, понял ли меня человек. Смотрю на реакцию и пытаюсь понять сам, понял ли меня человек. Иногда вижу, что меня не поняли, и чувствую, что если продолжать пробовать донести мысль, человек будет эмоционировать и может совсем закрыться и отторгнуть понимание. В этом случае пробую дать шанс дозреть моей мысли в человеке. Через некоторое время становится видно, что человек понял. И тут вариантов несколько: а) понял хорошо, б) понял в какой-то мере, в) понял что-то своё, г) ничего не понял, не захотел понять. Для меня здесь интересен вариант в).
2. Нет.
3. В основном во время или несколько спустя, реже совсем после-после. Как происходит? Если во время, то по реакции человека: другое поведение, выражение лица, другие слова, другие интонации. Если после, то чувствую что-то внутри, ощущение что-то не так.
4. Оценки, суждения, обвинения, похвала, объяснения (?), выраженное несогласие с их точкой зрения, шутки, выражение лица, взгляд, выразительное молчание.
5. Оценки, суждения, реже шутки, выражение лица, взгляд. Стараюсь избегать лести, обвинений.
6. Задаю вопросы, прошу прощения, объясняю, отстаиваю свою позицию, вхожу в понимание позиции другого человека.
Может быть такой вариант: когда вижу, что человек задет и в его поведении что-то изменилось, сначала испытываю страх этого изменения, т.к. человек начинает казаться непредсказуемым и я ищу вину в себе для того, чтобы вернуть отношения в предсказуемое (управляемое) русло. Наверное, поэтому иногда говорят, что человек «выходит из берегов», когда оценивают изменения в человеке, которыми не могут управлять.
Другой вариант: наблюдаю, что происходит с человеком, какие именно изменения, и происходят ли они на самом деле или человек манипулирует.
7. Если человек реагирует, то понимаю, что за реакцией лежит какая-то ценность, убеждение или шаблон. Исследую с помощью вопросов и внутренних размышлений, что именно. Если это ценность, то принимаю. Если шаблон, то пробую показать его человеку. Думаю, что исследовать шаблон, не задев человека, сначала невозможно, потом возможно только с помощью наблюдения и размышления, сверяя свои выводы с ответами либо реакциями человека. Осознанно этим еще не занимался и вопрос для сознания звучит непривычно. Реакция ума такая, что нужно ли не задевать шаблоны других? Ум привык задевать, чтобы исследовать, а здесь предлагается подумать над другим способом и читается смысл уважения к шаблонам других людей. Мой ум не уважает шаблоны других, которые не совпадают с моими и хочет вступить в борьбу, смысл которой видимо в том, чтобы найти лучшие шаблоны, что не всегда получается, т.к. когда ум побеждает, он не приобретает настоящих ценностей. Возникает образ из истории, когда воинам разрешалось грабить мирных жителей завоеванного поселения. Самое ценное люди все равно скрывали. Делаю вывод, что если к человеку прийти с миром в душе, он сам откроется, покажет и расскажет о себе, своих ценностях, что уже само по себе является взаимопониманием. Как странно, что это непривычно. Нужно побыть в этом состоянии мирного намерения, когда нет преград, которые необходимо преодолевать.
8. Вы хотите меня задеть? )))
Мне так не казалось раньше, пока вы не обратили внимание. Иногда я могу отвечать кратко, когда самому мне кажется, что так ясно и добавить нечего, а все остальные рассуждения будут размывать чёткий смысл, заложенный в кратком ответе. Иногда отвечаю свёрнуто для того, чтобы собеседник сам сделал работу по развёртыванию. Считаю, что это помогает взаимопониманию. Делаю вывод, что ум в содружестве с эго может «сжимать» смысл послания, чтобы показать свою силу, а человек может не «разжать» смысл и страдать. В этом случае с моей стороны хорошо бы искать ответы с достаточным уровнем информативнсоти и точности, чтобы и понятно было, и растекания не было. Вот сейчас понял, что растекание – это борьба. Это когда сам не до конца понимаешь, а пытаешься другому казаться умнее, чем есть на самом деле. Смешно то, что другой это сразу понимает, нутром, хоть из уважения или своих страхов и опасений может делать вид и ложно соглашаться. Это конечно не способствует взаимопониманию. Еще пришла мысль, что краткие и четкие ответы не всегда создают атмосферу взаимопонимания.