Здравствуйте, друзья.
Пишу свой вариант ответов на первую фразу.
1. Ты не всегда должна быть довольной, не всегда должна быть глупой или смешной. Ты никому ничего не должна.
1. Какая главная мысль фразы?
Ты можешь быть разной/ты никому ничего не должна.
Во фразе должна быть одна главная мысль, если мы хотим, чтобы нас поняли. В данном случае важных мыслей во фразе – две. Какая из них главнее?
Последняя – ты никому ничего не должна, т.к. она завершает всю фразу. На неё падает ударение, она флагируется, как резюмирующая.
2. В чём польза этой фразы?
В данном контексте польза в этой фразе определяется возможностью выбора: во фразе две главных мысли - из двух можно сделать выбор то, что ближе, понятнее, выгоднее, по силам.
3. В чём вред этой фразы?
Вред в этой, безобидной, на первый взгляд, фразе ровен пользе – это возможность выбора на что реагировать + введение в заблуждение + развязанность в поведении.
Выбор возможен на основании опыта и способности взять на себя ответственность за выбор. У ребёнка маловат опыт и так же, ещё не сформированная способность отвечать за свой выбор.
Таким образом, взрослый человек подставляет ребёнка под выбор, с которым тот может не справиться.
Утверждение, что ты никому ничего не должен действителен в ограниченных условиях, его нельзя распространять на все ситуации. Иначе, у ребёнка формируется развязанность в поведении.
4. Что этой фразой отец хочет сформировать у дочери? (что она должна делать и чего не должна делать)
Отец хочет помочь ребёнку усвоить правило, что она может быть разной, может проявлять себя, как хочет.
5. К чему эта фраза в будущем может привести дочь?
В будущем дочь может быть разной и при этом она будет никому ничего не должна. Она может орать и ругаться, и будет не соблюдать правила общежития, поведения. Она может капризничать, например, и может не уважать старших, потому что никому ничего не должна. Такая неучтивость и вседозволенность в поведении приведёт дочь к проблемам со взрослыми и с ровесниками. Способность выстраивать гармоничные отношения с людьми будет затруднена.
6. Сама фраза укрепляет отношения с отцом или разрушает, сейчас и в будущем? А с другими людьми, сейчас и в будущем?
Сама фраза формирует склонность ребёнка к разрушению отношений, нежели к их сохранению и укреплению.
Тактическое укрепление отношений не имеет значение, если в будущем это укрепление приведёт к ослаблению отношений. Поэтому папа своей фразой создаёт видимость укрепления отношений.
7. Облегчает ли эта фраза жизнь ребёнка или усложняет? Чем, в чём?
Данная фраза серьёзно усложняет жизнь ребёнка, т.к. ему нужно выбрать прямо сейчас, на какую главную мысль реагировать. А в будущем жизнь дочери будет усложнена собиранием плодов собственной развязанности в поведении, потому что никому и ничего не должна.
8. Если эта фраза на ваш взгляд требует изменения, измените её или сформулируйте новую. СВОЮ.
Новая фраза:
«Расскажи, что ты сейчас чувствуешь? Почему ты сейчас это чувствуешь?»
9. Что вы хотите сообщить новой фразой? Какая её главная мысль?
Давай разберёмся, что с тобой происходит.
Развернуть ребёнка к себе самому/самой, определить свои чувства, назвать их, определить причину своих чувств, проговорить это (смочь обозначить, назвать). Определение своих чувств, обнаружение причин своих чувств помогает ребёнку познавать себя, управлять собой, формирует понимание, что все причины лежат внутри самого человека.
10. И ещё что-то, что вы хотите сказать.
Папа в ролике серьёзно заблуждается и транслирует свою ошибочную картину мира своему ребёнку. Мышление папы отражается в словах, через которые он формирует привычки мышления у своего ребёнка. Привычки мышления сложно отслеживаются человеком и сложно исправляются, т.к. для самого человека они остаются привычно-невидимыми.
Привычки мышления формируют наши убеждения, правила жизни и ограничения.