buttons

Бизнес и душа

Мы двигаемся дальше, чтобы рассмотреть, из чего состоит компания как система. Что составляет ее организм, что делает его живым, давая шанс к длительному существованию.

Если говорить «сухим» языком, то компания состоит из 3-х элементов: активов, пассивов и сотрудников.

Активы отражают все материальное и нематериальное имущество, участвующее в деятельности компании.

Пассивы отражают источники, что формируют активы, а это капитал, что потребляет компания, также это всевозможные права владения компанией или активами.

Пассивы предприятия – обязательства и источники средств предприятия, состоящие из собственных, заемных или привлеченных средств. /Финансовый энциклопедический словарь/

Активы – это «пища», «вода» для жизни компании. Пассивы – место, источник, откуда эта «пища/вода» взялась. Чтобы лучше представить все это, найдем аналог в природе: источник в лесу – это вода и место, откуда эта вода бьет.

Ну и теперь мы добрались до сотрудников. Они всегда составляют коллектив (кстати, это опять система), где у каждого человека есть какие-то знания и опыт. Наличие взаимосвязей внутри коллектива и духа обязательно.

Сотрудники не всегда задумываются, что бизнес-система зародилась в результате существования источника (пассивов), постоянно взаимодействуют с активами, но особой ценности им не придают. По принципу «не мое же, что его ценить».

Скажу честно, это «сухое» описание мне не очень по душе, потому что взаимосвязи элементов здесь не такие красочные и понятные. Собственнику, предпринимателю очевидно, что активы и пассивы неразрывно связаны с людьми, а сотрудникам это может быть не интересно. Они работают, считая, что действуют обособленно. Да и нужно ли это им знать — всегда остается под вопросом.

Чтобы люди чувствовали себя единым организмом с источником и «водой», создаются корпоративные ценности, стандарты, внедряется бережливое производство, проводятся командообразующие мероприятия – в общем, делается все, чтобы слепить расползающийся организм в одно целое, чтобы он не остался без «воды и пищи», чтобы он существовал.

По этому описанию третьего элемента бизнес-системы – сотрудников, у меня возникает образ деревяненького Буратино, что неадекватен в своих действиях. Он ничего не ценит вокруг, норовит где-нибудь проделать дыру. Ему все интересно, но где-то там, в другом месте, не со своим «родителем» рядом, поэтому он обязательно сбегает в дальние края, оставив своего папу Карло одного горевать у испорченного нарисованного очага. Буратино придет и потом всех осчастливит. Но это потом. В жизни «потом» наступает не для каждой системы…

Такая крупная разбивка системы, на мой взгляд, не делает ее «живой». Как уже сказала, это мне не по душе. Я бы подошла поближе и поподробнее бы рассмотрела систему. Вдохнула бы в нее жизнь, ведь в этом во всем предпринимателю предстоит жить и творить.

Когда предприниматель создает бизнес, он в него вкладывает не только деньги. Он вкладывает Главное: и себя и свою душу. Где это все чувствуется в бизнесе? Уж точно не в активах и в пассивах. Хотя кто-то из вас может сказать, что предприниматель отражается в реализации своей идеи, в конечном продукте. Можно сказать и так, но конечный продукт это материальный план, а душа — нечто неосязаемое, дух тоже, кстати, и идея — не материальное. Так где это все можно лицезреть или потрогать в системе? Интересно было бы узнать ваши ответы…

А зачем, создавая бизнес, что будет добывать нам деньги из внешнего мира, знать, где и в чем отражается наша душа, дух?

А вам не все равно, что делается с вашей душой, с ее частью, что вы вкладываете в бизнес?

… Что-то мне вспомнились фильмы, где человек продавал душу дьяволу за какие-то преимущества. Не припомню, чтобы кто-то из продающих интересовался у дьявола, что будет с душой, когда она будет отдана…

Создавая бизнес, предприниматель желает получить определенные преимущества. В конце концов, он их получает. Я точно знаю, что жизнь это не кино и душу никто не планирует продавать. Создав бизнес, надо дальше жить и понимать: с вашей душой что-то будет происходить. Она будет или обогащаться, расширяться в результате
коммерческой деятельности или будет опустошаться, обедняться, выхолащиваться,
усыхать, сжиматься, становиться меньше в результате вкладывания себя в дело… О втором точно никто не мечтает.

Каждый человек интуитивно бережет себя (и душу тоже). Именно по этой причине возникают такие книги «Как работать по 4 часа в неделю». Мало кто задумывается, что с такими целями человек хочет избежать напрасной растраты сил. Желая работать по 4 часа в неделю и не торчать в офисе, человек стремится сохранить себя для чего-то более безобидного.

А иначе, если вы вложили себя во что-то и это радует вас, зачем от этого сбегать под пальму к морю? От хорошего, делающего нас сильнее, здоровее, более гармоничными, делающего нас счастливее — люди не убегают.

Родив детей, мы им радуемся и не стремимся сразу же избавляться от них, сдавать в детдом. Отказываются от детей, когда их не хотят, нет сил и средств поднимать на ноги или они очень нездоровы.

То же самое и с бизнесом… Отстраняются от того дела, которым не хотят заниматься, нет сил и средств, а также нет умений поднимать свое дело на ноги, развивать его. Или бизнес изначально уже не очень здоров или становится неуправляемым… Или душа опустошается в результате ведения своего дела.

От хорошего, полезного и любимого люди не убегают…