buttons
Главная » Статьи » Метафизика бизнеса и жизни » Знание и опыт. Сознавать и действовать.

Знание и опыт. Сознавать и действовать.

<<Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени понимания. Всегда говори себе: «Этого недостаточно».
Человек должен всю жизнь стремиться к тому, чтобы никогда не отступать от Пути. Он должен учиться, постоянно работая над собой и ничего не оставляя без внимания. В этом Путь>>.

/»Хагакурэ» («Записи о сокрытом в листве») — это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо, вассала Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн/

Вы рассказываете о простых вещах в управлении. Почему же так трудно эти простые вещи применять в жизни? – в голосе молодой женщины тихими нотками звучал упрёк и одновременно желание овладеть тем, что ей показалось интересным на семинаре. Плечи её были сильно напряжены, а голова, зажатая между ними, не очень-то хорошо поворачивалась, чувствовалось, что мышцы её ограничивают в этом движении. Казалось, что она вся скукожилась от какой-то опасности. Так её тело реагировало на незнакомую «территорию знаний». Женщина оглядывалась по сторонам, будто мысленно отгоняла всех, кто мог подойти и изменить ход нашего разговора. – Я Ольга. — Тихо добавила она, протянув мне свою визитку. – Вы говорили, что забываете имена… Нас много, — кивнув в сторону группы, продолжила: — Это я, чтобы вам было удобнее помнить.

Пока я разглядывала визитку, Ольга снова произнесла:

— Почему же так трудно применять простые вещи?

РябинаМеня не покидало чувство, что она спрашивает о чём-то другом, более важном для неё, но пока невысказанном. До тех пор, пока нечто не высказано человеком, оно зреет в глубине его сердца, ждёт своего часа. И мы вместе с ней двинулись по намеченной вопросом тропинке диалога:

— Человек должен хорошо понимать практику, знать, в чём её суть, соединяя знание с действием. Практика может оказаться непонятой или изначально была непонятной, потому что в языке человека нет тех слов, которые смогут описать эту практику.

Язык обслуживает нас на уровне функций и предметов, а более тонкие явления затруднительны в описании. Практически невозможно описать высокие состояния бытия и воли. Язык будто замораживает нас, фиксирует в одном состоянии, не пуская в более утончённые слои бытия, в которых всё рождается, и лишь проявляется в материальном мире…  Материя есть отражение духа. Потенциальное становится актуальным. Дух отражается в материальном. Материальным пытается управлять менеджмент. Иногда он делает это хорошо, но иногда… Вы сами знаете, как это бывает. Вроде бы всё делаешь правильно, но натыкаешься на что-то невидимое, что тебя не пускает, опрокидывает. Дело не идёт, команда разваливается. Мы много об этом говорили на семинаре, обсуждали, спорили, делились вчера-сегодня и на завтра ещё хватит. Мы расстанемся с вами, а вы будете продолжать замечать то, что мы здесь с вами учились замечать. – Пока я это говорила, в её глазах то вспыхивал огонёк радости, она будто встречалась с чем-то уже знакомым, то снова огонёк затухал, погружаясь в разочарование непонимания.

— Как это? – она достала из карман другую свою визитку и суетливо закрутила её в руках. Руки ей невыносимо мешали, также, как и окружающие, которые галдели, смеялись, пили чай, отдыхали в перерыве. Ей хотелось тишины и покоя, чтобы не отвлекаться, не беспокоиться из-за этой суеты. Она вдруг стала похожей на ребёнка, который хочет заполучить игрушку. Но никак не может её достать. – Как это? Как это — замораживает? Как это — не пускает? – Ольга заговорила нетерпеливой скороговоркой.

— Мы говорим только о том, что знаем и понимаем, пережили и почувствовали. Я что-то говорю и вы меня легко понимаете, узнаёте то, о чём говорю, радостно реагируете. Снова что-то говорю и сознательная часть не находит аналогий в вашем языке, в вашем опыте и представлениях, тогда вы соскальзываете в состояние скуки, разочарования. Мне кажется, вы это замечаете сами. — Она радостно и утвердительно закивала головой. — Менеджмент описывает предметы и действия, но мир не состоит только из предметов и действий… – С каждым моим словом её глаза всё больше открывались.

В них отразился немой вопрос… и медленно трансформировался в слова:

— А из чего же он состоит?

— Он состоит из наших представлений о нём. Из того, что мы о нём думаем, из того,  что допускаем, как возможное, из нашего опыта. То, что называется – мировоззрение, закреплённое в наших убеждениях и ценностях, эдакая карта мира. Нам ценно и важно только то, о чём мы привыкли думать. О чём нам привычно думать. Иногда просто комфортно думать. Видим только то, что знаем и что привыкли замечать. Замечаем мы то, что нас научили замечать.

Нас учат видеть ошибки в правописании, но не учили, что одни слова могут укреплять здоровье, а другие – способствуют его потере. Мы выучили правописание, но не знаем, что поиск ошибок в чужих текстах уводит нас от главного… Нас учат замечать красоту текста, но не то, что есть в нём между строчек. А кое-что там есть всегда.

Мы знаем законы физики, но не знаем законов, по которым строятся и управляются отношения. Мы знаем химию, но с трудом отличаем натуральный продукт от продукта с искусственными добавками. Нас не научили чувствовать полезное для организма. Мы узнаём и видим только то, с чем нас познакомили. Хорошо об этом говорим, пишем и рассуждаем. Но как только прикасаемся к непривычному, теряем эту прыткость, ясность и лёгкость.

— Вы хотите сказать, что всегда есть что-то большее, чем мы привыкли знать и замечать в управлении?

— А как же.

— Можно ещё какой-нибудь пример… Мне сложно это представить.

— Маленький ребёнок не знает законов физики, но это ему не мешает познавать мир. Как только он попадает в школу, он начинает познавать мир в рамках того, что ему объяснили. Правда, сначала ему кое-что объяснили домашние, кто ремнём, кто уговорами,  лишением сладкого и мультиков, например, что нельзя так безжалостно управлять взрослыми, быть таким настойчивым и упёртым. Ребёнок учится уступать, отступать, пользоваться в отношениях правилами взрослых, учиться не замечать, как другой наносит ему вред. С годами человек может всё хуже и хуже управлять другими. Ему нужно будет этому учиться заново… Так одно представление вытесняет другое, детское. Это можно называть воспитанием, обучением, культурой, нормами. При помощи них картина мира человека сужается и он уже не верит ни в Бога, ни во что-то более тонкое, не верит в себя, а только в телевизор, интернет и деньги. Для него существуют только предметы, некоторые явления, с которыми всех нас познакомили в учебных заведениях, и то, что мы умеем делать. Если из человека не выбивали его чутьё, то он щедро пользуется этим преимуществом. А тот, кого разучили чувствовать себя и свою интуицию, считает это фантазией. Например? Один человек видит очень информационные сны и умеет с ними работать, а другой считает это чушью…  Даже не представляет, как об этом можно говорить.

— Получается, что новые знания помогают видеть новое?

— Если эти знания расширяют вашу картину мира, то – да.

— А что, есть знания, которые её сужают?

— Да.

— Мне это не понятно…

— Давайте лучше скажем так: пока не понятно. Пока нет собственного опыта и осознания, умения различать, чтобы мочь сравнить, какие же знания сужают и запутывают, а какие расширяют и проясняют.

— Это как расширение Вселенной… Получается, что есть и люди такие, если они выбирают те знания, которые сужают карту мира или расширяют, они сами суженые или широкие? Как интересно… Умом не понимаю, хотя что-то внутри отзывается. Интересно! — в её глазах снова вспыхнул огонёк.

После некоторой паузы и раздумий, Ольга задалась новым вопросом. Он родился. Его время пришло:

— Так как с помощью новых знаний начать видеть новое?

Новые знания должны превратиться в практику. Именно практика позволяет замечать то, что раньше не замечалось. И тогда мир меняется.

— Как это «мир меняется»?

— Любой человек выделяет из всех свойств и явлений мира только те, что приносят ему пользу. Из этих свойств и строится представление о мире. Как только вы обнаруживаете еще полезные для себя свойства, явления, факты, информацию, ваша картина мира дополняется, изменяется.

— А другие? Другие, как живут? Они живут в своей реальности… а я в своей… Ой, я знаю, я вижу то, что не замечают другие и получается, что одно и тоже действие для нас может значить совсем разные вещи? Мы живём в разных реальностях, в разном мире! Как это? Как это? Никак не могу нащупать эту, как вы говорите, тонкую материю…

— Маленькие дети не знают законов физики, а вы знаете. Но вы спокойно живёте рядом с ними, не чувствуя ничего особенного. Воспитываете, учите, управляете. Ведь понять, что человек плохо стоит на ногах и падает, может каждый, в независимости от того, знает он анатомию и закон притяжения или нет.

— Да, но я со временем всё расскажу детям.

— Только вам решать, кому и что рассказывать. Законы физики от этого вашего решения не потеряют и не приобретут силу. Расскажете – законы, как были, так и есть, не расскажете – законы, тоже есть и действуют на ребёнка, ровно так же, как и на вас. С той лишь разницей, что вы легче и быстрее будете ориентироваться там, где знание этих законов нужно, в мире, который вам давно знаком, с его законами, правилами. Знание этих законов поможет вам открыть ещё что-то новое для себя. Вы можете идти дальше, узнавать ещё новое, взаимодействовать с ним.

— Получается, чтобы усвоить кусочек нового, надо действовать, учиться, узнавать? Получается, что тонкие навыки и умения начинаются с распознавания их в окружающем мире и это и есть практика? Так просто? Взять и начать видеть то, что изучали сегодня…

— Да, практиковать то, что узнали. Каждый день нам доступна одна маленькая практика. Делайте каждой день по маленькой практике, и вы обнаружите, что соединив знание с действием, опыт с сознанием, ваше управление изменится в лучшую сторону. То, что раньше не получалось у вас замечать, станет вопиюще-заметным вам. Другие могут пройти мимо. Вы уже не сможете проскочить, не заметив причины, которая приведёт к нежелательным последствиям… Вам известны законы, которые одинаково действуют на тех, кто о них знает, и кто не знает. Ваша картина мира будет неумолимо расширяться и дополняться. Вы будете управлять тем, чем раньше не управляли.