Именно чутьё помогает танцевать танец власти.
Управление опирается не только на знания, и не всегда только на то, что мы видим.
Чаще то, что мы видим (замечаем), — это уже следствие: «О, боже! Это уже случилось..». Да, свершилось, произошло, шлёпнуло нас по лбу, шарахнуло, долбануло и накрыло. Если следствие активно нам не нравится и напоминает катастрофу местного масштаба, мы возмущены, расстроены или ведём себя как разъярённый тигр, глядя на это безобразие: «Откуда только руки растут у этих мастеров-ломастеров!?». Если вы слышите трёхэтажную яркую речь взбешённого начальника… Значит, он где-то что-то упустил архи-важное: маленькое, едва-заметное, как змею в траве, которая притаилась и незаметно делает бросок, впрыскивая яд в тело зазевавшегося…
Еле-уловимое, как слабый ветерок, который внезапно превращается в бурю. Не заметил малое, но такое важное!!!
сотрудник не уложился в срок и не выполнил важного задания. «А-а-а-а… Мы надеялись на него, планировали следующий этап, обещали, договорились с важными людьми… Вот чёрт!» Непередаваемая буря эмоций описывает глубочайшее разочарование руководителя: «Не на кого положиться».
А что же наш сотрудник?
Он, бесуловно, хороший человек, отличный отец, заботливый муж и прекрасный сын, друг, брат, сват… Руководителя это не успокоит: «Чёрт, что же он такой там замечательный, а здесь почему ТАК накосячил?» Так что же с ним такое? Давайте отбросим всю романтику жизни этого человека за пределами компании, подойдём чуть ближе и всмотримся… Смотрите… Смотрите! Что вам бросается в глаза, что первое приходит на ум, созерцая эту простую ситуацию?
Торопился и не справился? Возможно… Хотел, но не успел. Очень хотел? Очень-очень? Ему даже стыдно? Смотрите, похоже на то: глаза прячет, смущается, нервничает. Этому человеку не всё равно, что у него не получилось. Значит, мы поставили нереальные сроки.
Задание было слишком сложным? Не исключено… А что так долго возился с этим моментом? Не знал-не умел? Что же молчал? Ааа.. Мы не спрашивали: поставили задачу и отправили восвояси. Да, было такое. Помните, он ещё долго мялся у порога и что-то пытался спросить-сказать? Значит, переоценили возможности сотрудника.
И в первом и во втором случае мы с вами по-царски облажались (если бы это были мы, конечно). Мол, не царское это дело разбираться, что там такое шуршит у порога кабинета, получив задание. Мы были (если бы это были мы), что уж лукавить, не очень внимательны. Кстати, зачастую невнимательность руководителя (даже если он царь :)) — это не его вина, а сложность для него. Сложность, с которой можно справиться. Было бы желание…
Проявляется невнимательность, если человек не знает — КУДА СМОТРЕТЬ: на что обращать внимание в поведении другого, потому что не понятно — как трактовать то, что заметил. «Сколько всего происходит, мельтишит, все что-то хотят от меня, а я от них. Как тут успеть ещё на всякую мелочь заглядываться?» Резонно… резоннооо… И почти убедительно. Да и бог с этим «куда смотреть и что это значит«. Если бы не цена этой, заметьте, естественной невнимательности. Естественной, потому что привыкли жить в таком режиме и считать это внимательностью. Обычно наша внимательность опирается на наше рациональное, логическое. Взрослые и серьёзные люди склонны верить чужим обещаниям, а не своим ощущениям по поводу «сладкоголосых» обещаний молодых сотрудников, у которых амбиции от переизбытка льются из ушей. Даже зрелый человек с серьёзным опытом нет-нет да и поверит словам, а не делам, забыв жёсткое указание наших предков «По делам вы их узнаете…»
Чужие слова в диалоге являются мощнейшим инструментом, чтобы заглушить ваш внутренний голос. Чужие слова скрывают важную истину. Ведь не доглядели, не поняли, что сотрудник не справится с нашим заданием. Помните?
Вот и получается, гоняясь за словами, мы пропускаем очень важные сигналы — они слабые, как лёгкий запах сырой травы, листвы, земли после дождя. Порой эти сигналы идут не от другого человека (противоречивые суждения, невербальные сигналы), а от нас самих. Что-то как будто изнутри толкает, стучится, сигнализирует. И сразу не скажешь, где же это в теле подаётся тебе знак «Будь внимательным!» Вы что-то чувствуете, ощущаете, что-то такое смутное и трудно передаваемое словами. Это ощущение появляется вдруг, внезапно, разливаясь по всему телу, и тогда теряешь нить разговора с собеседником. Или внезапно, коротко, как сообщение азбукой Морзе. «Что это было? О чём?» — несётся в голове. — «Ерунда какая-то..» И вот вы уже опять с головой погрузились в диалог, что-то решаете, даёте распоряжение… А что сигналы, ощущения ваши? Они брошены без внимания. Мы же привыкли не обращать внимание на подобные сигналы нутра, запросто «проходим мимо»: приняты решения, розданы задания, поставлены сроки. А потом — долбануло, шарахнуло, накрыло… В который раз трёхэтажный «ёшкин кот»!
Покажите мне хоть одного человека, который хочет обманываться в бизнесе и терять деньги! Нет таких! А радости нет и подавно. Особенно не рады, когда это нам дорого стоит: деньги, силы, здоровье. Да и на самообман это не похоже. Скорее, заблуждение и привычка действовать так, а не иначе. Привычка воспринимать ситуации и людей привычным и понятным для нас образом. И вот мы в собственных сетях привычного восприятия и поведения, заметьте — собственного. Запутались и бьёмся, как птичка, попавшаяся в силки. Крик, трепыхания, пух и перья, а результат — жизнь в неволе.
Наша привычка взаимодействовать с людьми похожа на то, как мы видим Луну — всего половинку и только одну сторону, не обращая внимания на то, что в тени.
Намерения других людей находятся на другой стороне «Луны», в тени, эти намерения расставляют силки и, если вы двигаетесь осторожно, опираясь на своё отточеное чутьё на намерения людей, на власть в отношениях людей, на танец иерархии.
Смотрите! Чувствуйте! Замечайте всё и анализируйте! Сотрудник с самого начала и не собирался напрягаться, чтобы выполнить задание в срок… «М-да… Делаааа… Если бы это заметить тогда!»
А ведь нутро сигнализировало нам об этом. Если бы мы могли это понять сразу, то и решение по поводу такого сотрудника было бы принято определённое — точное и своевременное.
Управляя, сверяйтесь со своими ощущениями, оттачивая своё чутьё на танец иерархии, доверяйте своему чутью всё больше и больше. Оно вас никогда не подведёт! Вас могут подвести сотрудники, партнёры, поставщики. Нутро — никогда.
В фильме «Запах женщины» есть прекрасная иллюстрация в отрывке, где главный герой танцует с женщиной. Иллюстрация того, как слепой человек доверяет себе больше чем зрячий, доверяет своему внутреннему чутью. Ему нужно совсем чуть-чуть информации, которой он не видит. Благодаря внутреннему чутью (не путайте с обонянием!) — ведёт за собой другого человека, хорошо видящего… Делает уверенно, точно, харизматично.
Чутьё помогает удерживать контроль в любых отношениях, сохраняя в них максимум уважения, интереса. Чутьё помогает укреплять команду, принимать важные решения, делать верные выводы, сохранять силы. Именно это нам необходимо, чтобы быть эффективными.
У каждого всегда есть возможность начать оттачивать своё чутьё на важные вещи в отношениях.
Всегда можно повысить эффективность своего управления.
Кстати, этот навык бесценен и в личных отношениях. Ведь мы все хотим быть счастливыми и любимыми — и со своими вторыми половинами, и родителями, и детьми. Рано или поздно каждый устаёт от проблемы «отцов и детей», непонимания и бесконечных конфликтов.
Если у вас есть вопросы прямо сейчас, вы можете воспользоваться консультацией. Любая ваша тема важна и заслуживает особого внимания.
Или можно подождать бесплатных консультаций, которые планирую возобновить с середины декабря.
С уважением к вам и вашим достижениям, Романова Елена