buttons
Главная » Статьи » Наши материалы » Дзен-уроки в притчах. Чашка чая

Дзен-уроки в притчах. Чашка чая

Любая притча кладезь мудрости, открывающийся всем по-разному: небольшими частями, постепенно или в полном объёме.

Это зависит от подготовки читающего мудрость, от его умения пронизывать текст и обнаруживать в нём много уровней и смыслов.

Извлечение дзен-уроков/уроков из притч/смыслов — одно из наших любимых упражнений. Оно может выполняться индивидуально, а может в группе. Индивидуальное размышление над мыслью или притчей, как практика, приносит очень значимые результаты, расширяя границы мышления. Групповая работа над притчей, тоже, даёт серьёзно-глубокий эффект.

Летом 2014 года, в Карелии, в бизнес-лагере мы с удовольствием попрактиковались в извлечении уроков. Мы разделились на 4 группы и каждая группа провела мозговой штурм. Задача была, извлечь из притчи как можно больше уроков (тезисов, мыслей, закономерностей) важных в управлении, необходимых в личном росте и в оттачивании своего персонального управленческого мастерства.

Результаты получились отличные и я решила познакомить с ними всех читателей нашего сайта.

Разбирали мы вот эту притчу.

Притча-Чашка-чая

А вот, уроки/смыслы, извлечённые группами из этой притчи:

Группа №1

Ищи новое только тогда, когда готов расстаться со старым.
Хороший учитель тот, кто умеет сложное объяснять просто.
Пред новым обучение нужно очистить своё сознание.
Самые сложные вещи состоят из простых закономерностей.
Ищи простое в сложном.
В зажатый кулак ничего не положишь.
Несогласие ограничивает наши возможности.
Открытый сосуд можно наполнить и можно опустошить.
Мы не согласным с теми/тем, кого/чего не понимаем.
Сознание ограничено нашими убеждениями.
Сосуд может вместить ровно столько, насколько способен.
Иногда лучше жевать, чем говорить.
Извлекай уроки из всего.
Движение вглубь приводит к освобождению снаружи.

Группа №2

Если старые ботинки малы, выброси их и купи новые.
В состоянии дзен не будешь останавливать руку, переполнившую чашу.
Не объясняй, а наглядно показывай.
Выведи человека из равновесия, чтобы к нему пришло понимание.
Умей управлять фокусом внимания собеседника
Новые знания не получить через призму собственных представлений.
Смотри и учись.
Держи свою чашку пустой всегда.
Не суди по виду, званию и чину.
Каждому делу нужна подготовка.
Необходимо управлять наполненностью и хранением своих знаний.
Различайте, вы существуете для знаний или знания существуют для вас.
Знания должны быть выпиты, но будьте внимательны к тому, что вы пьёте.
Часто мы не замечаем, что учёба уже началась.
Умей свою слабость перевести в силу.

Группа №3

Откажись от своих шаблонов.
Не признав своего незнания нет возможности обрести знание.
Следуя своей воле никуда не придёшь.
Если тебя приглашают на чай – чаем всё не ограничится.
Один вопрос лучше нескольких ответов.
Один раз увидеть лучше, чем 100 раз услышать.
Человек многогранен и у него много границ, которыми он сам себя ограничивает.
Знающий не говорит, говорящий не знает.
Умей выжидать. Наблюдай и размышляй.
Не просят – молчи.
Будь никем. Будь пустым.
Ищи смысл в простых вещах. Понимай смысл происходящего.
Привычное не значит правильное.
Хочешь знать – не делай преждевременных выводов.
Прежде, чем получить – отпусти.
Перестань ожидать! Не будь в плену ожиданий. Ожидая, ты не можешь понять реальность.
Учитель приходит тогда, когда ученик готов.
Научись видеть (понимать), когда ты готов к новой информации, а когда ты не готов.
Если хочешь чему-то действительно научиться – не предъявляй претензий.
О том, что ты готов к восприятию новой информации, должен знать не только ты, но и видеть учитель.
Принимай всё.
Всё учит.
Учить можно не только с помощью слов.

Группа №4

Для усвоения/принятия новых знаний необходимо:
— освободить место,
— понимать, для чего освобождаешь,
— видеть/понимать преимущества нового перед старым.
Мы не являемся пустыми, в нас что-то есть. И это «что-то» не позволяет нам принимать новое. Т.е. оно влияет на нас.
Мы не являемся бесконечно открытыми миру. Наша наполненность ограничивает нас от принятия.
Бесполезность получения нового, если не проводить инвентаризацию того, что есть. Т.е. необходимо периодически проводить инвентаризацию знаний/ценностей.
Усвоение/понимание/принятие нового это труд и начинается он до того как ты услышишь новое. Т.е. готовь почву заблаговременно.
Должен быть недостаток/нехватка/дефицит, чтобы принять.
Нельзя отложить и выпить потом – нет другой чашки.
Каждый учитель хочет работать с учеником как с чистым листом.
Этому учителю нужен не размышляющий ученик.
Если в переполненную чашку налить новой жидкости, то часть прольётся, а часть перемешается, вытеснив старое.
Для обучения нужен учитель.
Если я начну показывать дзен сейчас, то всё пойдёт через край, в пустую и бесполезно. Следствие из этого – ваши мысли и переживания надо оставить, избавиться от них полностью. Тогда вы сами поймёте, что есть дзен и не будете приходить ко мне с вопросом: «Что такое дзен?»
Понимающему достаточно.
Используй наглядный материал.
Убеждай просто.
Будь выдержанным и жди, когда у оппонента исчезнут аргументы.
Быть профессором не означает знать всё. Быть учителем не означает быть профессором.
Не задавай вопросов, если не готов услышать ответ.
Выход за рамки обыденного выводит из равновесия.
Вода в чайнике может быть примером устройства мироздания.
Учёного учить только портить.
За деревьями не видно леса.
Для получения новых знаний нужно быть готовым это сделать – получить.
Истинный смысл явлений можно постичь только, не опираясь на предыдущий опыт и знания.
Всё подвергать сомнению.
Потребность роста возникает через кризис.
Семя способно принести урожай только в подготовленной почве.
Понимание ограничено нашим уровнем сознания.

***

Некоторые мысли-уроки могут показаться читающему их, непонятными или странными, потому что они здесь представлены в виде формулы (закономерности), поэтому не развёрнуты. А наше обсуждение осталось «за кадром» и в сердцах участников бизнес-лагеря.

Каждая формула — урок — мысль  (закономерность) целая тема для мастер-класса или вебинара, раскрывающая важность и мудрость мировоззрения управленца, опирающегося на закономерности власти, срединного пути и, как говорят в Китае, «единого сердца».

Если у вас появилась своя мысль на эту притчу, вы обнаружили ещё уроки, смело пишите в комментарии.
Если вам какая-то мысль из текста очень понравилась, напишите, какая именно и почему.

Ваши дополнения приветствуются так же, как и вопросы.

С уважением, Романова Елена (Карелия, Медвежьегорск, август 2014 г.)

Комментарии