В различных древних текстах, дошедших до наших дней, авторы щедро делятся секретами эффективного управления людьми. В даосских текстах, например в «Хуайнань-цзы», закономерности эффективности руководителя обозначены вот так:
<<Мудрецы преодолевают свой ум; обычные люди преодолевают страсти. Совершенные люди действуют благоразумно; малые люди действуют безрассудно. Благоразумие это гармония с изначальной природой внутри, а вовне — соответствие с обязательствами, целесообразные действия и упорядоченность. Безрассудство — это пристрастие к страстям и эмоциональной неуравновешенности, стремление не обращать внимания на те проблемы, которые за этим последуют>>.
Чтобы испить эту мудрость даосов, впитать, усвоить, получив от неё пользу, давайте рассмотрим построчно эти древнейшие формулы эффективности.
<<Мудрецы преодолевают свой ум; обычные люди преодолевают страсти>>.
О чём же в этих строках идёт речь? Эффективный руководитель хорошо понимает себя и уже проработал свои слабые стороны. Он не подвержен страстям и бездумным желаниям. Они, страсти и желания, не имеют над ним власти, потому что он установил с ними отношения и «поставил их себе на службу». Одолеть свои страсти и желания, стать от них свободным — это глубокая и важная работа в личном развитии руководителя. Она уменьшает теневую область и делает его собственное внутреннее пространство более ясным и понятным для него самого.
Чем больше ясности с самим собой, тем больше ясности в отношениях с людьми, в бизнесе, и тем меньше сил необходимо прикладывать для решения вопросов. А это значит, что сохраняются силы руководителя, энергия, время.
<<Совершенные люди действуют благоразумно; малые люди действуют безрассудно>>.
Обычный человек следует за своим «хочу», идёт у него на поводу. Культивирует его, хвастает им, выставляя всем на показ, порой, не подразумевая, что страсти легко берут власть над человеком. Как только они одолеют человека, с эффективностью можно начинать потихоньку прощаться…
Эффективный же руководитель направляет силу своего «хочу» на оттачивание мастерства в управлении и духовном росте.
Обычный человек растрачивает все свои силы на достижение своего «хочу», то раскармливает своих внутренних демонов, то вступает с ними в жестокую борьбу. Желания и страсти, погоня за их удовлетворением истощают его, не оставляя сил ни на что другое. Клубок проблем медленно, но верно увеличивается…
Эффективный руководитель, освободившись от сетей желаний и страстей, сам накидывает на них сеть управления и аккумулирует свои силы, направляя их на преодоление своего ума, управляя своими мыслями, упорядочивает их, создаёт тишину в своём сознании. Действует из точки тишины и покоя, ума и тела. Это позволяет ему чувствовать баланс или его отсутствие внутри себя и вовне.
Руководитель — мастер баланса.
<<Благоразумие — это гармония с изначальной природой внутри, а вовне — соответствие с обязательствами, целесообразные действия и упорядоченность>>.
Преодолев свой ум, наведя в нём порядок, эффективный руководитель легко приводит в порядок всё, что вокруг. Он берёт на себя только те обязательства, которые выполнимы, совершает только те действия, которые уместны и целесообразны, он превращает хаос в порядок на благо всем живым. Восстанавливает баланс там, где он нарушен.
Эффективный руководитель – мастер баланса.
<<Безрассудство — это пристрастие к страстям и эмоциональной неуравновешенности, стремление не обращать внимания на те проблемы, которые за этим последуют>>.
Неэффективный руководитель управляем желаниями и страстями, удовлетворяя их, создаёт дополнительные проблемы, превращая наоборот порядок в хаос, разрушая себя, других, отношения.
Неэффективный руководитель подчиняет всё вокруг своим желаниям и страстям, делает это осознанно и не очень, что ведет его к увеличению противоречий в управлении людьми — внутри себя и вовне.
Руководствуясь этим даосским текстом, выстаивается путь руководителя к его персональной эффективности:
1. Самоисследование и самосознание своих слабых и сильных сторон.
2. Укрепление слабых сторон.
3. Упорядочить свои мысли, изменить свой стиль мышления в соответствии с закономерностями построения отношений с внутренним и внешним миром (концепция власти).
4. Следовать этим закономерностям построения отношений и поддержания баланса во внутреннем мире и внешнем. Практика Срединного пути.
С уважением к Вам, Романова Елена
Здравствуйте, Елена! Благодарю Вам, за Ваш труд и желание того, чтоб в мире стало больше светлых людей! Прочитав эту статью и проанализировав пришел к выводу: она есть настоящим подарком. Мне так-же по душе Ваш стиль преподавания и метод, хорошо для восприятия, спасибо! С уважением к Вам, Александр Буренко
Очень вовремя, очень полезно! Огромное спасибо!
Галина, рада, что Вам это оказалось во время и полезно. Спасибо за комментарий.
С уважением к Вам, Романова Елена