buttons
Главная » Блог » Два пути управления отношениями

Два пути управления отношениями

29 октября 2013 года

Как-то Дуайт Эйзенхауэр, приезидент США, сказал такие слова:

<<Лидерство — это искусство заставить других захотеть сделать то, что нужно вам>>.

Есть ли хоть немного искусства в том, чтобы заставить кого-то, принудить к чему-либо? Сила, когда вы кого-то заставляете, есть всегда. А вот искусства, на мой взгляд, маловато.

Вот мысль Эйзенхауэра продолжает наш современник в своей статье о мотивации:

<<Как заставить сотрудника приносить прибыль>>.

Двое P0ttVQDRmKIИ лидерство, и извлечение прибыли предполагает управление людьми.
Если вас интересует силовой аспект управления людьми, вам надо позаботиться, чтобы у вас всегда было достаточно сил, чтобы однажды не оказаться слабым, а значит, без прибыли и без того, что вам нужно. Вам необходимо в голове «удерживать» мысль, что люди не любят, когда их заставляют — они будут отчаянно этому сопротивляться, испытывая вас на прочность. Они будут это делать всегда. За некоторым исключением…
Легко ли всегда быть в таком супер-мобилизованном состоянии? Чтобы ответить на этот вопрос, представьте, что вы всегда ходите с оружием со взведённым курком. От случайного выстрела никто не застрахован. Даже мирные люди загоняют бронепоезд на запасной путь. Понимая, что пребывание в постоянном состоянии супер-мобилизации всегда чревато последствиями.

Если вас интересует силовой аспект управления, вам надо быть внимательным, чтобы в вашем окружении не оказался человек более сильный, чем вы. Если такой появится, тогда… заставлять уже будете не вы, а — вас. Будет ли это полезно для вас, для дела? Кто знает… Ведь в принуждении нет места заинтересованности в пользе для другой стороны. Для этого остаётся слишком мало сил, все уходят на принуждение. Принуждение не долго ходит рука об руку с деньгами. Деньги всё больше льнут к добровольности. Недаром столько разных ходов придумывают продажники, рекламщики и маркетологи, чтобы люди с деньгами расставались по своей воле. Они чуют, что принуждение и заставление не способствует последующим продажам.

«Заставить захотеть», «заставить сделать» — для руководителя это путь с большой нагрузкой. Если вы выбираете его, вы должны знать, какие препятствия встретятся на этом пути.

Вы должны знать, что на этом пути вы можете потерять здоровье… Помните, как в сказке: «На право пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — голову сложишь, прямо пойдёшь — счастье найдёшь».

Выбирая путь, оцени не только его плюсы, но и минусы. Можно получить прибыль, но потерять здоровье, которое можно поправлять за счёт полученной прибыли… Возможно, кому-то и такой путь по душе…
Процесс давления на человека будит в нём зверя. Заставлением легко можно активизировать деструктивную сторону его характера, которая может развернуться в какую угодно форму: конфликт, саботаж, итальянскую забастовку, мелкие пакости и вредительство. Развернувшись в полную силу, деструктивная сторона человека будет направлена против дела, результата и руководителя, что его заставлял «добывать для него прибыль». Руководителю нужно быть всегда начеку, чтобы справится с этим драконом, чтобы он его не сожрал и не сжёг. Излишнее напряжение всегда влияет на здоровье неблагоприятно.

Есть другой путь. Его можно выразить другой фразой… с другими акцентами, без силового аспекта, с сохранением здоровья.
Хочу перефразировать  Д. Эйзенхауэра так:

<<Мастерство в управлении людьми заключается в том, чтобы выстраивать с ними такие отношения, чтобы люди захотели сделать то, что нужно или важно вам, полезно для дела, увидев и для себя в этом делании пользу. Чтобы они делали от сердца, а не от ненависти, безысходности или страха>>.

Вы можете спросить меня: «Какие же это должны быть отношения?» А вы загляните в себя и легко обнаружите свой ответ — при каких отношениях вы будете делать для другого человека то, что нужно ему, что принесёт ему прибыль? Ответы бывают разные. Не знаю, какой у вас (свой ответ вы можете написать в комментариях, на форуме или через обратную связь на сайте). Но готова поделиться ответами, что мне доводилось слышать:

«Такое возможно только при хороших отношениях…»
«Буду делать для человека, если он для меня авторитет…»
«Буду делать, если должен. Когда-то он помог мне, а теперь наступила и моя очередь…»
«Такой человек должен быть ценен для меня или дорог чем-то…»
«Как минимум я должен такого человека уважать…»
«Если его сила вызывает во мне желание делать, а не желание дать ему по морде за его силу…»

Иногда звучит и такой ответ: «Буду делать что-то для человека, если мне от него что-нибудь надо. Возможно за деньги, ну уж точно не за то, что меня что-то заставляют делать или ещё хуже, унижают, показывая мне, что я винтик и мною можно управлять, как бездушным механизмом. Я тоже человек и меня тоже можно за что-то уважать и учитывать моё мнение».

Если не задать специальные условия для вопроса, где в ситуации люди подвергаются принуждению, их заставляют, пугают, унижают, сами люди не вспоминают об этом. Их готовность делать необходимое для вас, настроена на другие явления:
уважение, авторитет, ценность, долг, возможность выбора и хорошие отношения.

Как вы уже знаете, хорошие отношения подчиняются закономерностям Иерархии (Власти). Хорошие отношения следуют закономерностям ДАО, где силовой аспект неизбежно сменится слабостью, а слабый становится сильным. Перетекание одного в другое и обратно — непрерывный процесс. Следование этим путём и есть искусство в управлении. Тонкости этого пути мы всегда можем вспомнить вместе на семинаре.

С уважением к Вам, Романова Елена

Комментарии