Притча о дяцане
Син Пин спросил Учителя: «Что я смогу изучить, если приеду в монастырь на один день»?
«Приезжай» — ответил учитель — «Вокруг монастыря бродит много тигров. Я научу тебя подзывать их свистом».
После некоторого раздумья Син Пин решился спросить еще раз: «А что же дальше…?»
«Не знаю» — ответил учитель. «Ты же приедешь на один день».
Притчу комментирует Ольга, участница курса «Управленческая Школа Инь»:
На мой взгляд, эта притча великолепна сразу в нескольких слоях её восприятия.
Например, как образец лаконичного и точного ответа Учителя на атаку Син Пина захватить власть в разговоре. В вопросе Син Пина слышится подтекст – «покажи, какой ты сильный и мудрый, если ты действительно такой, то чему ценному можешь научить и за очень короткое время, т.е. на моих условиях». Учитель мог бы отобрать власть разными способами (например, жёстко высмеять «торопыгу»), но он удерживает власть согласием, сохраняя лицо и себе и Син Пину. Его ответ наполнен мягкой иронией в сочетании с достоинством и сознанием собственной силы. Ведь для того, чтобы даже показать, как подзывать тигров, надо точно знать, что умеешь выйти невредимым из такой опасной близости. Да и само предложение посвистеть для привлечения хищника, и без того ищущего добычу, очень щекочет нервы и захватывает фокус внимания. Думаю, что это можно назвать уместной «рекламой», причем без хвастовства и привычных в обществе «понтов».
После ответа на первый вопрос у Син Пина был выбор дальнейшего пути взаимодействия с Учителем. Но Син Пин повторил атаку, задав вопрос, который больше похож на требование продолжать доказательство мастерства Учителя. И здесь же Учитель говорит «не знаю» как признак своего решения не продолжать дальнейшее общение. Это могло бы выглядеть даже сдачей власти, если бы не дальнейший перехват способом утверждения, где слышится оценка условия, поставленного самим спрашивающим, Син Пином. Происходит оценка именно условия, а не самого человека: «Ты же приедешь на один день». Опять сохранено лицо обеих сторон. И есть ощущение, что дверь к Учителю не закрыта. Если Син Пин найдёт нужный ключ к взаимоотношениям с Учителем, то есть если хотя бы покажет свою готовность отдавать уместно власть, не разрушая отношения атаками, без чего обучение невозможно, то у него есть шанс и на получение знаний у Учителя.
Дальнейших слов Син Пина нет и это можно расценить как то, что у человека, пришедшего побороться, исчез азарт борьбы.
В итоге можно сказать, что Учитель очень изящно перевёл борьбу в сотрудничество, что для меня является показателем высокого мастерства, «высшим пилотажем». В общем, я бы хотела тоже так уметь!
Ольга, участник регулярной группы курса «Управленческая Школа Инь», «Управление и влияние».
Комментарии читателей к притче о дяцане.